Данный семинар – это в первую очередь обмен опытом. Например, на семинаре был представлен опыт Белоруссии по радиационному контролю населения, проживающего на территориях, подвергшихся воздействию Чернобыльской аварии. На всё население страны имеется около 50 пунктов контроля. Ежегодно проводится мониторинг содержания радионуклидов в организме человека и осуществляют регулярной контроль сельхозпродукции, обмен данными. В Казахстане, можно было бы внедрить этот опыт, не требующий особых научных исследований или затрат.
Среди вопросов семинара – сертификация организаций, оказывающих, например, услуги дозиметрического контроля. Необходимо, чтобы они работали по единым стандартам, имели некие сертификаты качества, как например ISO. Сейчас разрабатывается новый вариант закона об использовании атомной энергии. Ожидается, что в нем будут прописаны требования к таким организациям.
Среди медицинских аспектов оптимизации радиационной защиты – влияние использования медицинского оборудования на здоровье людей. Например, имеются данные, что используемые в диагностике некоторые рентгеновские аппараты, и не проходившие регулярный специальный технический контроль, дают дозовые нагрузки на пациентов в 2-3 раза больше чем необходимо. Кроме того, в РК отменено лицензирование использования рентгеновских аппаратов в медицинской диагностике как вида использования атомной энергии. Чем это чревато? Медицинские учреждения, не имеющие лицензии на проведение рентгеновской диагностики как вида медицинских услуг, не осознают в достаточной степени, что дозы, которые они дают пациентам и эффекты от них могут быть такими же, как от нахождения возле атомного реактора или полигона.
Алматинская встреча европейских и азиатских специалистов выработала рекомендации, которые станут своего рода программой действий на будущее.
Рекомендация 1: Руководство для TSO*
Чтобы создать интернационально объединенный подход к требованиям для TSOs, рекомендуется, чтобы МАГАТЭ обеспечило дополнительное руководство, основанное консультационных встречах.
Рекомендация 2: Организация информационной сети
Рекомендуется, чтобы МАГАТЭ расширил использование своего нового вебсайта для информационного обмена и коммуникации между TSOs,
Рекомендация 3: Требования для TSOs
Рекомендуется, чтобы Контролирующие органы разработали требования к деятельности TSOs. Такие требования должны включать описание обязанностей, технических спецификаций, административных процедур, программы управления качеством , необходимого уровня компетентности для оказания услуг.
Рекомендация 4: Определенные задачи
Рекомендуется, чтобы Контролирующие органы подготовили условия для привлечения TSOs к оказанию услуг при чрезвычайных ситуациях.
Рекомендация 5: Компетентность TSOs
Рекомендуется, чтобы TSOs развили и поддержали высокий и жизнеспособный уровень, который должен включать обучение и образовательные программы, свидетельство о квалификации персонала, и т.д.
Рекомендация 6: роль TSOs в оптимизации
Рекомендуется, чтобы TSOs были вовлечены в проекты, направленные на оптимизацию и обзор радиационных программ