Буквально через месяц будет отмечаться юбилей окончания Второй мировой войны. В мире остались миллионы людей, принимавших участие в сражениях середины прошлого века. Но разница между историей и современностью в том, что, по остроумному замечанию бывшего вице-президента США Уолтера Мондейла, "ветеранов третьей мировой войны не будет".
Стремительность событий нового века заставляет по-новому взглянуть на старые механизмы безопасности. Прежде всего ядерной безопасности. Сможет ли небольшая группа политиков, возглавляющих ядерные страны, серьезно продвинуться к более предсказуемой ситуации с оружием массового уничтожения? Как установить действенный и эффективный контроль над ядерными технологиями и в то же время гарантировать право суверенных государств на развитие мирного атома? Как обеспечить подлинное, а не мнимое равенство в ядерной сфере? Насколько полно используется потенциал дипломатии в решении проблем нераспространения?
Надеюсь, что эти и иные вопросы станут предметом серьезного, откровенного и плодотворного обмена мнениями на предстоящем Глобальном саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне.
Ядерное нераспространение - императив современной эпохи
Угроза неконтролируемого расширения клуба ядерных держав - одна из самых серьезных проблем XXI века. Если международное сообщество не проявит политическую волю, процесс расширения круга государств, обладающих ядерным оружием, может окончательно стать необратимым со всеми вытекающими последствиями.
На мой взгляд, состояние дел в сфере нераспространения далеко от идеального. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) не оправдывает возлагавшихся на него надежд, так как является асимметричным и предусматривает санкции лишь к неядерным государствам. Он не содержит четких и ясных схем реагирования МАГАТЭ и ООН на факты уклонения государств от допуска международных инспекторов на ядерные объекты. Наконец, ДНЯО позволяет своим участникам без последствий выходить из числа подписантов. Все эти обстоятельства лишь снижают эффективность и действенность договора.
Поэтому, содействуя укреплению и обеспечению универсальности режима ДНЯО, Казахстан в то же время выдвинул идею разработки нового универсального Договора о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия. Данный документ должен гарантировать неприменение "двойных стандартов" и в то же время предусматривать четкие обязательства сторон и механизмы применения санкций к его нарушителям.
Кроме того, мы убеждены в необходимости скорейшего принятия Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях, который мог бы стать важным этапом на пути укрепления режима нераспространения.
Напомню, что в мире уже накоплено около двух тысяч тонн излишков расщепляющихся материалов. Эти запасы не используются в военном секторе, но вполне пригодны для изготовления ядерных взрывных устройств. Осознаем ли мы, что террористы, получив в свое распоряжение даже примитивный ядерный арсенал, могут спровоцировать начало серьезных межгосударственных конфликтов?
Непредвзятый анализ фактов свидетельствует о том, что Казахстан - оптимальный кандидат для возможного создания Международного учебного центра по ядерной безопасности. В рамках предполагаемого центра можно было бы проводить все необходимые полевые занятия и теоретические семинары. Центр усилил бы потенциал Центральной Азии в области совершенствования систем экспортного и внутригосударственного контроля, учета и физической защиты ядерного материала.
От моратория - к полному запрету ядерных испытаний
Для народа Казахстана, познавшего все ужасы ядерных испытаний, вопрос об их полном запрещении является особенно значимым. Это вполне естественно, если учесть, что за 40 лет на Семипалатинском полигоне было проведено 450 испытаний, от которых пострадало полтора миллиона человек. Поэтому 29 августа 1991 года я, не колеблясь, издал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Глубоко символичен тот факт, что годы спустя именно этот день по инициативе Казахстана был объявлен Международным днем действий против ядерных испытаний.
Придерживаясь миролюбивого внешнеполитического курса, Казахстан успешно сотрудничает с МАГАТЭ, с Группой ядерных поставщиков, Краковской инициативой, Комитетом Цангера и Глобальной инициативой по борьбе с актами ядерного терроризма. В целях полного исключения возможной утечки ядерных материалов в Казахстане создана Национальная комиссия по нераспространению ОМУ, в компетенцию которой вошел весь круг вопросов, касающихся ядерного цикла.
Особое значение Казахстан придает взаимодействию с Подготовительной комиссией Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) по вопросам развития Международной системы мониторинга и методов инспекции на местах. В рамках этого сотрудничества в 2008 году на территории Семипалатинского региона был проведен интегрированный полевой эксперимент по инспекции на месте.
Мы сожалеем, что некоторые достаточно влиятельные страны до сих пор воздерживаются от подписания и ратификации ДВЗЯИ. Такое положение дел позволяет официальным ядерным государствам продолжать испытания ядерного оружия, а "пороговым" государствам - безнаказанно вести работу над собственными ракетно-ядерными программами.
В этой ситуации особая ответственность возлагается на официальные ядерные государства. Они должны понять простую истину: невозможно модернизировать ядерное оружие и в то же время убеждать развивающиеся государства в необходимости отказа от программ по созданию ОМУ. С этой точки зрения соблюдаемый мировыми державами добровольный мораторий на проведение ядерных испытаний - очень важный фактор, но он явно недостаточен в долгосрочной перспективе.
Я призываю все государства, от которых зависит вступление ДВЗЯИ в силу, проявить политическую волю, подписать и ратифицировать этот исключительно важный документ. Казахстан приветствует решение президента Барака Обамы пересмотреть подходы прежних администраций к данному договору и внести его на утверждение в сенат. Мы убеждены, что ратификация сенатом данного исторического документа побудит остальные государства последовать примеру США.
Развитие мирных ядерных программ - неотъемлемое право суверенных государств
Предпринимая законные и жизненно важные для всего человечества меры контроля в сфере ядерной безопасности, международное сообщество не должно игнорировать глобальные тренды в области энергетики и высоких технологий. Поэтому необходим разумный баланс между глобальными усилиями в сфере борьбы с ядерным терроризмом и легитимными с точки зрения международного права ядерными программами.
На мой взгляд, одних лишь санкций - пусть даже и эффективных - здесь недостаточно. Нельзя загонять в угол целые государства и народы, лишая их законных прав на мирный атом и задевая при этом их национальную гордость. В этих сложных вопросах необходимы положительные стимулы, поощрения и преференции. Государствам должно быть экономически выгодно оставаться в международно-правовом поле и развивать исключительно мирные ядерные программы.
Казахстан, располагающий крупными запасами природного урана, необходимой технологической базой, развитой инфраструктурой, также будет использовать свое законное право на развитие мирной ядерной программы. Мы не ограничимся ролью поставщика сырья зарубежным партнерам, а будем стремиться занять более достойное место в мировой технологической цепочке.
Казахстан был и остается убежденным сторонником принципа равного доступа всех стран к мирному атому. Поэтому Казахстан принимает участие в создании совместно с Россией Международного центра по обогащению урана в Ангарске, и нам абсолютно близка и понятна идея создания Международного банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ. Еще раз хотел бы ответственно заявить, что Казахстан готов не только разместить данный банк на своей территории, но и обеспечить надлежащее хранение ядерного топлива.
Могу заверить: Казахстан никогда не перейдет грань, отделяющую мирную ядерную программу от военной.
Сокращение ядерных арсеналов - реальное продвижение к безъядерному миру
В связи с этим Казахстан возлагает особые надежды на предпринимаемые Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым усилия по заключению нового договора в области стратегических вооружений. Мы поддерживаем высказанное Генеральным секретарем ООН г-ном Пан Ги Муном пожелание, чтобы договоренности носили юридический характер и предусматривали возможность их верификации.
Вместе с тем я считаю, что уже достигнутые и ожидаемые успехи в области сокращения стратегических ядерных вооружений не должны вести к самоуспокоению, а тем более - к неоправданной эйфории. Не будем, в частности, забывать, что на территории разных регионов планеты сконцентрированы значительные запасы тактического ядерного оружия. Думаю, было бы разумным уже в ближайшем будущем включить в глобальную повестку дня вопросы сокращения и ликвидации тактических ядерных вооружений.
На мой взгляд, пришло время осмыслить опыт региональных зон, свободных от ядерного оружия, - южной части Тихого океана, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки, центральной Азии. Это может показаться невероятным - безъядерным зонам приходится годами дожидаться признания со стороны официальных ядерных государств и принятия соответствующих протоколов. И все это на фоне неоднократных заявлений глобальных держав об их искреннем стремлении к безъядерному миру. Поэтому я предлагаю незамедлительно обсудить вопрос о международно-правовом статусе безъядерных зон, предусматривающем как гарантии безопасности, так и соответствующие преференции государствам-участникам.
В завершение считаю необходимым еще раз заострить внимание всего международного сообщества, в том числе участников апрельского Саммита по ядерной безопасности, на нескольких принципиальных моментах.
Первое. Безъядерный мир - грандиозная цель, которая не может быть достигнута в кратчайшие исторические сроки. Однако это не повод откладывать на завтра то, что может быть сделано уже сегодня в вопросах нераспространения, ядерного разоружения и мирного использования атомной энергии.
Второе. Перспективы безъядерного мира в немалой мере зависят от того, каким будет формирующийся ныне международный порядок. Убежден: подлинная многополярность возможна лишь в том случае, если демократия как инструмент учета мнения разных сторон распространится и на сферу международных отношений. Только в этом случае небольшие и средние государства перестанут видеть в ядерном оружии главную гарантию безопасности и "перекуют мечи на орала".
Третье. Реальное продвижение к идеалам безъядерного мира зависит в первую очередь от официальных ядерных держав. Именно они должны служить примером для других государств в вопросах нераспространения и разоружения, не допуская при этом применения "двойных стандартов".
Четвертое. Безъядерный мир может стать реальностью лишь в случае объединения усилий всех стран и народов независимо от того, обладают они ядерными технологиями или нет. Возможно, есть смысл уже сегодня начинать обсуждение вопроса о принятии в перспективе Всеобщей декларации безъядерного мира, в которой была бы зафиксирована решимость всех государств шаг за шагом продвигаться к идеалам безъядерного мира.
Пятое. Казахстан, добровольно отказавшийся от четвертого в мире ядерного арсенала, был, есть и будет надежным партнером международного сообщества в вопросах нераспространения, разоружения и мирного использования атомной энергии. Наша политика в этих вопросах остается сбалансированной, последовательной и ответственной.
70 лет назад Уинстон Черчилль сказал: "Никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим". К счастью, мир сегодня не является ареной ядерных конфликтов. Но он является ареной серьезных противоречий. И решение этих противоречий находится в руках немногих людей, принимающих решения. В руках лидеров государств, каждый из которых несет долю ответственности за то, чтобы расщепленный атом не расщепил всех нас.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан
газета «Известия»